Архетип ответственности

Вы можете думать и делать всё, что угодно
в жизни, но вы должны понимать,
что вы должны и будете
нести за всё это ответственность.

Imperare sibi maksimum imperium est.
Власть над собой – это высшая власть.
Цицерон.

Лучший дар, который вы можете принести
Человечеству – это улучшить себя.
Н.К. Рерих.


Ответственность, как и другие нравственные категории изменяется и растёт вместе с Человечеством и Архетип Ответственности чрезвычайно интересно исследовать с эволюционной и кармической точки зрения. Видимо, он имеет пирамидальную структуру в тонком плане и разговор с любым человеком на любую тему сразу покажет на какой высоте пирамиды он находится.


Перенос всей ответственности за всё происходящее с собой на внешний мир (государство, семью, работу, погоду, природу и т.п.) показывает самый нижний слой пирамиды, взятие на себя ответственности за всё происходящее – верхний. Погибающий от руки убийцы М. Ганди произнёс ему «Ты – это я». Это величайший уровень, но Ганди и остался в веках гуманистическим политиком.


Прежде, чем перейти к историческому обзору развития Архетипа Ответственности приведу обратный пример только, что произошедшего разговора с нашей больной (двадцать шесть лет, Овен по Солнцу). На моё предложение открыть ей причину тяжелейшего предракового заболевания (уже было две операции и предложено ежемесячно показываться онкологу), и предупреждение, что после получения знания ответственность будет выше, и спросят жестче, девушка категорически отказалась, сказала, что будет лечиться только выписанными ей травами. Резюме – можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её напиться.


Ответственность была всегда, с древнейших времён. Если человек охранявший по ночам племя от нападений саблезубого тигра засыпал и племя пострадало, то его скармливали этому же тигру.
Видов ответственности много – личная, семейная, государственная, гражданская, дисциплинарная, материальная, уголовная, юридическая, духовная, религиозная и т.д.
Понимание границ своей ответственности и необходимости принятия той или иной её разновидности покажет на каком эволюционном уровне развития находится человек.
Не претендуя на глобальный, а тем более единственно правильный взгляд на Архетип Ответственности предлагаю читателям краткое эссе на эту тему.


Государство, беря на себя ответственность за жизнь и смерть населяющих его граждан, выступает в роли отцовской фигуры, на которую можно возложить все проблемы, как на породившую их. Чем сильнее и жёстче государственная власть, чем больше она узурпирует свободу личности, тем больше граждане переносят ответственность на власть, снимая её с себя.


Но, взяв на себя ответственность за граждан, государство тем самым берёт на себя и кармические последствия своего выбора. Проанализировать это не сложно, рассмотрев появление, развитие и гибель тоталитарных режимов двадцатого столетия. В одном из фильмов о Камбодже, показанных по телевизору в августе 2004г. крестьянин показывает мотыгу и без тени стыда или хотя бы смущения, а даже с гордостью говорит: «Эта мотыга принадлежала ещё моему деду, потом когда нам велели убивать, я ею убивал своих сограждан, а теперь она снова со мной на поле». Комментарии излишни, уровень развития понятен, ответственность – ноль.
Чем либеральнее государство, тем больше ответственности берут на себя граждане. После жесткого псевдокоммунистического правления, когда население практически не несло на себе никакой ответственности за производимый выбор, нынешнее демократическое правление вызывает у людей старшего поколения отвращение к свободе выбора своей жизни, эта свобода для них ядовита в самом прямом смысле. Поясню, как инженер-физик – если вы поставите чугунную сковородку в СВЧ-печку она разлетится на куски, потому, что таких частот она не выдержит.
Нынешняя битва в Думе за замену социальных льгот денежной компенсацией тому яркий пример. Цитирую «МК»: «…ведь это люди, у которых есть дети, внуки, не всегда финансово успешные, они эти деньги вместо того, чтобы потратить на себя, будут копить, чтобы отдать детям». Т.е. ценности своей жизни нет никакой, только привычная жертвенность.


В жестокой сильно структурированной семье мало шансов на воспитание самоответственных детей, они будут перекладывать все неприятности за сделанный выбор на родителей.

Ответственность - это бремя, но и фундамент души. И этот фундамент надо закладывать с детства. Воспитание совести и ответственности за свои поступки даже важнее, чем тупое послушание и наносная вежливость. От мамы двойку в дневнике или дурной поступок спрятать можно, от своей совести – никогда.

Изменение Архетипа Ответственности на протяжении развития человеческого общества волнообразно идёт по степени увеличения и понимания ответственности за свой каждодневный и глобальный выбор.
У раба выбора нет, казалось бы, но масса людей родившихся или оказавшихся в рабстве при высоком уровне внутренней свободы выходили на свободу, когда их энергия становилась намного тоньше и выше энергии сдерживающих их стен. У А.П. Чехова есть слова «Каждый день по капле выдавливаю из себя раба», это не на пустом месте сказано, его отец был христианином. Свободным можно быть и в тюрьме, примером тому множество великих произведений, написанных в застенках.
Кармическое рабство – это воздаяние за невозможность осуществлять ответственный свободный выбор или за лишение свободы других людей. Как говорит А. Подводный «Бичом погонщика рабов хлопает карма».


И хотя рабовладельческое общество, как государство почти не встречается сейчас на Земле, её отголоски в виде различного вида порабощения – материального, семейного мы видим повсеместно, но взять на себя ответственность за это самим себе придуманное рабство под силу немногим.

В феодальную эпоху (к которой почему-то несправедливо отрицательно относятся), наступившую именно в связи с повышением ответственности за свой выбор произошло ослабление зависимости одного человека от другого. Возможность выбора, чем заниматься и с кем вступать в кооперацию сформировала уже качественно новый слой Архетипа Ответственности. Появление цеховых сообществ и ответственность перед цехом хотя и была довольно жёсткой, но вышла на уровень договоров друг перед другом, т.е. собственной ответственности перед своей и чужой профессиональной организацией. Результатом этих подвижек в человеческом сообществе стали нынешние профсоюзы.


В период феодализма произошло укрепление городов и их населения, большая, чем прежде, зависимость от монархической власти, появились города-республики - Венеция, Флоренция, Триест. Главное, что на сцену в Европе вышли сословно-представительные собрания – английский парламент, французские генеральные штаты и т.д. Это громадное достижение и рост архетипической ответственности человека за себя. Нынешнее проявление тех фундаментальных завоеваний – это различные палаты в Думе, парламенте, конституционные монархии, где король царствует, но не правит.
То, что дореволюционная Дума России так и не функционировала нормально подолгу и так не приобщила русский народ по уровню феодализма к Западно-Европейскому стилю государства и общественной деятельности, давало и теперь даёт нашипроблемы – липовые выборы при коммунистах и государственную пассивность теперь.


Результатом этого, не пройдённого нашей страной естественного куска исторического развития, является печальная (по-моему, совершенно не осознанная дворянством и буржуазией) судьба народа –полураба, никак не желающего принять на себя настоящую, а не кукольную ответственность за проблемы России. Стоны о несправедливости и жестокости Октябрьской революции есть инфантильная беспамятность и эгоизм людей, лишившихся красивой, а главное беззаботной жизни. Вспомните их всхлипы: «Ах, мы так хорошо жили, и вот негодяи, разбойники рабочие и крестьяне порубили и погубили наш серебряный (золотой, платиновый) век». А что вы сделали, чтобы народ стал грамотен не только словесно, но и нравственно? Привожу диалог Ленина с одним из бывших Романовых: «Вы соблазнили тёмный неграмотный народ». Ленин: «А что же вы триста лет правили, а он у вас всё тёмный и безграмотный, а мы за четыре года всех посадили за парту».


Александр III выпустил несколько указов, способствующих резкой деградации нации. В августе 1884 – утверждён новый устав университетов, ограничивающий приём женщин в высшие учебные заведения, в июне 1887 – последовал страшный указ о запрещении учиться в гимназиях детям кучеров, кухарок, лакеев, поваров и мелких лавочников, а также о повышении платы за обучение в университетах. Рабочих и крестьян выжили из гимназий, забыв, что первый русский академик М. В. Ломоносов был простым крестьянином. Взяв на себя ответственность за лишение кого-то образования, надо нести наказание. Низкий образовательный уровень всегда ведёт к деградации народа, к пьянству – Александр III умер от алкоголизма. Мы бы не имели таких проблем и такой пьяной России, если бы не эти указы. Это похоже на брежневское сокращение высшего образования и открытие ПТУ «Нам столько инженеров не надо» - теперь Россия покупает ЭВМ у фирмы IBM и Makintosch, вместо того, чтобы делать свои.
Это был огромный толчок нации вниз. А ещё был указ о принудительном выкупе крестьянами земли. Их освободили, но земли не дали. Если бы отдали, не было бы никакой революции, никаких лозунгов «Землю крестьянам!».


Сейчас мы, уже будучи в демократическом обществе в пожарном порядке прорабатываем уроки не пройденного феодального парламентаризма. И пока народ с удовольствием кивает на власть – «Это всё они» считайте, что мы ещё в 12 – 13 веках европейского уровня ответственности.
Далее, капиталистический путь развития уже жёстко предложил каждому самому решать свою жизнь.


Появление тоталитарных государств говорит о незрелости народа к нормальному свободолюбию и волеизъявлению. Народ имеет ту власть, которую заслуживает, а если не заслуживает, то власть имеет его (Жванецкий).
И. Сталин был естественной переходной фигурой между монархически рабовладельческим строем и демократическим. Народ в то время ещё не мыслил себя без батюшки-царя пусть в социалистическом обличии. После-культовые биения себя в грудь и лживо-удобные речи, дескать «мы ему верили» скрывают на самом деле параноидальный страх личной ответственности, «пусть они там наверху решили, пусть они и отвечают, а я человек маленький, что я могу?». Желание любой ценой остаться в стороне и беззаботно лежать в СВОЁ удовольствие не позволяет объединиться в одну государственную, а затем и планетную семью.


Возвращаясь к теме ответственности при капитализме (мы сейчас при нём живём) часто встречаем гордое слово: «Я сам себя сделал». И, что интересно, построив капитализм, западники пришли теперь к социализму, а не наоборот. Огромное количество государственнх пособий, льгот, свободного волеизъявления особенно в области образования, коммуникаций, антимонопольные законы позволяют иметь хорошие защитные тылы общества. На нашего человека, у которого дети в Америке, Канаде, Швеции наши соотечественники смотрят как на стабильного человека, этот уже не пропадёт, дети помогут.


Может быть, и мы пройдём этот путь в безумно-скоростном порядке.
В Ноябре 1999г. группа людей занималась космогоническими задачами у нашего величайшего философа современности Авессалома Подводного (Александра Тихомирова) и кто-то из слушателей спросил: «Как Вам нравится транслируемые нынче по телевизору заседания Государственной Думы?» Ответ: «Очень нравится». Зал остолбенел, ожидая очередной критики, но не того, что было произнесено. Учитель подытожил: «Это уже люди со всеми их страстями, а были в советское время просто безответственные марионетки, молча поднимавшие руку за пайки и меховые шапки.»
Итак, капитализм – это не только большая промышленная революция – это уже относительно высокий уровень ответственности за себя, семью и окружение и не надо видеть в нём только отрицательные стороны, это не исторично. Вообще, когда мы бездумно и безответственно что-то критикуем, мы просто не понимаем Высшей Справедливости и Высшей Необходимости.


Человек, очень желавший осуществить свою судьбу, как правило, пробивался при капитализме со всеми его издержками. Возьмите судьбу Чарли Чаплина - мальчик из самых низов общества стал величайшим киноактёром, режиссёром и гуманистом, да и почти все крупнейшие деятели современности не имели никаких преимуществ при рождении, они брали на себя ответственность сами. Герхард Шредер – генеральный канцлер ФРГ – мальчик-сирота (отец погиб в России) в школе учился и бегал грузить уголь, чтобы помочь матери, и таких сейчас подавляющее большинство, не отцовские миллионы и родословная теперь в чести, а то что ты сам из себя представляешь, за что берёшь на себя ответственность.


Человек, желающий получить что-то от общества, не отдавая ему своего творчества, инфантилен и проигрывает Судьбе с каждым годом.
Переходя к демократическому обществу современности, почти повсеместному выборному правлению, угасанию последних монархических государств (испанский принц женился на простой девушке и это не вызвало правительственного кризиса, как Англии, когда Эдуард восьмой вынужден был отречься от престола в декабре 1936г. чтобы жениться на американке Уэллис Симсон), нужно реально представлять свою роль на планете Земля, которая в будущем объединится в одну семью, и каждый человек уже начнёт нести ответственность за всю Планету. Нельзя покупать новую мебель чёрного или палисандрового дерева и мерно вздыхать об исчезающих лесах Африки или Амазонки.


Архетип ответственности выходит сейчас на невиданную ранее высоту и всё чаще можно прочесть или услышать мудрые слова: «Судьба, это не только предначертание звёзд – это сумма ваших выборов вашей ответственности перед жизнью».
На смену человеку просто разумному (Homo sapiens) должен прийти человек ответственный – Homo responsabilis.

 

Используются технологии uCoz